Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Законодательство, методические рекомендации

Положение о приемной семье

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678 Об утверждении положения о приемной семье (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 17.07.2012 № 659)

Постановление

Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678  

Об утверждении положения о приемной семье

(в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь  

17.07.2012 № 659)

Глава 1. Общие положения

1. Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  на  воспитание  в  семью.
Приемная  семья  образуется  на  основании  решения  органа  опеки  и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания  и  содержания  детей  и  трудового  договора,  заключаемых управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – управление (отдел)  образования)  по  месту  нахождения  органа  опеки  и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор – с одним из них.

Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).
2. На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов.

3. Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную  семью,  очередность  и  сроки  их  передачи  определяет управление (отдел) образования по месту жительства приемной семьи.
4. Управления (отделы)  образования,  учреждения  образования,  в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемную семью (далее – приемные дети), и социально-педагогические центры предоставляют приемным семьям психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку.
Психологическая  и  педагогическая  помощь  и  социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.

5. План  развития  приемной  семьи  разрабатывается  приемными родителями  совместно  с  управлением (отделом)  образования  или организацией,  обеспечивающей  психологическую  и  педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания  организационной  и  методической  работы  с  семьями, принявшими на воспитание детей, в районе, городе и утверждается для каждой приемной семьи управлением (отделом) образования.

6. Управления (отделы)  образования,  уполномоченные  ими организации,  осуществляют  контроль  и  анализируют  исполнение приемными  родителями  должностных  обязанностей  и  обязанностей опекуна (попечителя).

Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных  потребностей  приемных  детей,  подготовкой  их  к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:
• в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка – не реже одного раза в неделю;                                   
• после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц;
• во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.
Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение  приемной  семьи  на  дому  и  другое)  и  порядок  контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

Глава 2. Порядок организации приемной семьи

7. Управление (отдел)  образования  организует  поиск  и  подбор кандидатов  в  приемные  родители,  предоставляет  им  информацию  и перечень  документов,  необходимых  для  создания  приемной  семьи, организует  проведение  обучающих  курсов (лектории,  тематические семинары,  практикумы,  тренинги),  направленных  на  формирование компетенций  в  решении  вопросов  защиты  прав  и  законных  интересов приемных детей (далее – обучающие курсы).

8. Кандидаты в  приемные  родители  обращаются  в  управление (отдел) образования по месту своего жительства с заявлением о создании приемной семьи. Лица, состоящие в браке, указывают в заявлении, кто из супругов  ходатайствует  о  приеме  на  работу  в  должности  приемного родителя.

В  случае  наличия  в  районе (городе)  детей,  которые  могут  быть переданы  на  воспитание  в  приемную  семью,  управление (отдел) образования  знакомит  кандидатов  в  приемные  родители  с  порядком создания и функционирования приемных семей и порядком подготовки документов, указанных в пункте 4.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям  граждан,  утвержденного  Указом  Президента  Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590) (далее – перечень). При отсутствии детей, которые могут быть переданы на воспитание в  приемную  семью,  управление (отдел)  образования  организует  учет кандидатов в приемные родители.

9. Управление (отдел)  образования  либо  уполномоченные  им организации  проводят  обследование  условий  жизни  кандидатов  в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность  всех  членов  семьи  удовлетворить  основные  жизненные и обеспечить защиту их прав и законных потребности приемных детей интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.

При подборе кандидатов в приемные родители управление (отдел) образования  учитывает  опыт  и  результаты  воспитания  ими  родных, подопечных  и  усыновленных  детей,  продолжительность  срока  и результаты патронатного воспитания ребенка (детей).

10. Для подготовки проекта решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи и передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную  семью  управлением (отделом)  образования  истребуются  из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:

  • копия  документа,  подтверждающего  право  собственности кандидатов  в  приемные  родители  на  жилое  помещение  или  право пользования жилым помещением;
  • справки  о  месте  работы,  службы  и  занимаемой  должности кандидатов в приемные родители;
  • сведения о доходах;
  • сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих  совместно  с  ними  совершеннолетних  членов  семьи
  • судимости,  а  также  о  том,  были  ли  осуждены  кандидаты  в  приемные родители  и  проживающие  совместно  с  ними  совершеннолетние  члены семьи  за  умышленные  тяжкие  и  особо  тяжкие  преступления  против человека;
  • сведения  о  том,  лишались  ли  кандидаты  в  приемные  родители родительских  прав,  было  ли  ранее  в  отношении  них  отменено усыновление,  признавались  ли  недееспособными  или  ограниченно дееспособными;
  • сведения  о  том,  признавались  ли  дети  кандидатов  в  приемные родители  нуждающимися  в  государственной  защите,  отстранялись  ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

11. На  основании  обследования  условий  жизни  кандидатов  в приемные  родители  и  документов  и (или)  сведений,  указанных  в пункте 10  настоящего  Положения,  управление (отдел)  образования  в 20-дневный  срок  со дня  подачи  заявления  со  всеми  необходимыми документами включает в акт обследования условий жизни кандидатов в приемные  родители  заключение  о  наличии  в  их  семье  условий, необходимых для воспитания детей, и информирует заявителей о сроках прохождения обучающих курсов.

12. Освоение  образовательной  программы  обучающих  курсов является  обязательным  условием  для  рассмотрения  органом  опеки  и попечительства вопроса  о  передаче  детей  на  воспитание  в  приемную семью кандидатов в приемные родители.

По результатам освоения образовательной программы обучающих курсов кандидаты в приемные родители должны знать условия создания и функционирования приемных семей, приобрести умения и навыки работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке  приемных  детей  к  самостоятельной  жизни,  организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.

13. Кандидаты в приемные родители, не располагающие условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, для которого подбирается  семья,  в  число  слушателей  обучающих  курсов  не включаются. В этом случае управление (отдел) образования по желанию заявителей  может  вернуть  им  документы,  не  вынося  вопрос  на рассмотрение органа опеки и попечительства.

14. По  завершении  освоения  образовательной  программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в  приемные  родители  с  условиями  трудового  договора,  договора  об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

По письменному заявлению кандидата в приемные родители орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания ребенка. На основании этого заключения кандидат  в  приемные  родители  может  заключить  с  руководителем детского  интернатного  учреждения,  учреждения  профессионально-технического,  среднего  специального,  высшего  образования  договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в приемную семью.

15. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического,  среднего  специального,  высшего образования, управление (отдел) образования по месту жительства вновь выявленного ребенка обязана ознакомить кандидата в приемные родители с  личным  делом  ребенка (сведениями  о  ребенке)  и  информацией  о состоянии его здоровья.

Администрация  учреждения,  в  котором  находится  ребенок, управление (отдел) образования несут ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

16. После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования с заявлением в адрес  органа  опеки  и  попечительства  о  передаче  им  на  воспитание конкретного ребенка (детей).

17. На основании документов и сведений, указанных в пункте 4.6 перечня,  пунктах 10  и 32  настоящего  Положения,  управление (отдел) образования  готовит  заключение  о  том,  соответствует  ли  интересам приемные ребенка  устройство  на  воспитание  в  семью  кандидатов  в родители, и проект решения органа опеки и попечительства о  создании приемной семьи.

Проект  решения  органа  опеки  и  попечительства  о  создании приемной семьи направляется управлением (отделом) образования в орган опеки  и  попечительства  и  рассматривается  органом  опеки  и попечительства в срок, указанный в пункте 4.6 перечня.

В  решении  о  создании  приемной семьи орган  опеки  и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание в приемную семью, устанавливает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка (детей), поручает управлению (отделу) образования  заключить  договор (договоры)  об  условиях  воспитания  и содержания детей и трудовой договор.

В  случае  принятия  органом  опеки  и  попечительства  решения  об отказе  в создании  приемной  семьи  управление (отдел)  образования  возвращает заявителю все документы вместе с решением органа опеки и попечительства. 18. Срок,  на  который  ребенок  передается  в  приемную  семью, устанавливается договором об условиях воспитания и содержания детей.

Договор  об  условиях  воспитания  и  содержания  детей  по  форме согласно  приложению  заключается  на  срок  от  одного  месяца  до достижения  ребенком  возраста 18  лет  или  до  поступления  ребенка  до достижения совершеннолетия в учреждение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

Трудовой  договор  заключается  на  срок  действия  договора  об условиях воспитания и содержания детей.

До заключения трудового договора управление (отдел) образования знакомит приемного родителя с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.

19. Договор об условиях воспитания и содержания детей может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным в статьях 167 и 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

В случае смерти одного из приемных родителей, расторжения их брака,  выявления  у  одного  из  них  заболевания,  препятствующего исполнению  обязанностей  опекуна (попечителя),  вступления  в  брак одинокого приемного родителя вопрос о продолжении функционирования семьи решается органом опеки и попечительства.

20. При  досрочном  расторжении  одной  из  сторон  договора  об условиях  воспитания  и  содержания  ребенка (детей)  и (или)  трудового договора  вопрос  о  возможности  воспитания  детей  в  данной приемной семье решается органом опеки и попечительства.

Все возникающие в результате досрочного расторжения указанных по договоров  имущественные  и  финансовые  вопросы  решаются соглашению сторон, а при возникновении спора – судом в установленном законодательством порядке.

21. При  передаче  на  воспитание  в  приемную  семью  нескольких детей  может  быть  заключен  один  договор  об  условиях  воспитания  и содержания детей.

Если дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время,  в  каждом  случае  принимается  решение  органа  опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью  и  заключается  отдельный  договор  об  условиях  воспитания  и содержания  вновь  поступающего  в  семью  ребенка (детей).  При подготовке  решения  органа  опеки  и  попечительства  о  передаче следующего ребенка (детей) на воспитание в уже созданную приемную семью не требуется представление документов, указанных в пункте 4.6 перечня и пункте 10 настоящего Положения. 

22. Передача других детей в приемную семью возможна только том  случае,  если  процесс  адаптации  ранее  принятых  приемных  детей проходит успешно, что подтверждается заключением управления (отдел образования либо уполномоченных им органов и организаций.

23. Трудоустройство  несовершеннолетнего  приемного  ребенка  не влечет расторжения (прекращения) договора об условиях воспитания содержания детей и (или) трудового договора.

24. В случае принятия решения органом опеки и попечительства о эмансипации приемного ребенка одновременно принимается решение расторжении  договора  об  условиях  воспитания  и  содержания  этого ребенка,  а  также  трудового  договора,  если  в  семье  не  воспитываются другие приемные дети.

25. Не  допускается  заключение  трудового  договора  с  близким родственниками ребенка (детей) – с братьями, сестрами, дедом, бабкой.

Передача детей в приемную семью не влечет возникновения между приемными  родителями  и  приемными  детьми  правоотношений вытекающих из родства.

Глава 3. Передача детей на воспитание в приемную семью

26. На воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательных школах-интернатах, специальных общеобразовательных  школах-интернатах,  домах-интернатах  для  детей инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

27. В  первую  очередь  дети  передаются  на  воспитание  в  полные семьи,  имеющие  постоянный  источник  доходов  и  условия  для совместного воспитания братьев и сестер.

28. Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом и желания, а по достижении возраста десяти лет – только с их согласия.

29. Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в одну приемную семью.
При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условия воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных  братьев  и  сестер  приемного  ребенка (детей),  лишившихся попечения родителей. При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер  дети  могут  быть  переданы  на  воспитание  в  приемные  семьи проживающие  на  расстоянии,  позволяющем  обеспечить  постоянное общение приемных детей. При этом договором об условиях воспитания содержания детей на приемные семьи, принимающие на воспитание братьев и сестер, возлагается обязанность обеспечивать их регулярное общение.

30. Дети  с  особенностями  психофизического  развития,  дети инвалиды, дети в возрасте до трех лет передаются в приемную семью только при наличии в семье необходимых условий.

31. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического,  среднего  специального,  высшего образования, управление (отдел) образования по месту жительства вновь выявленного ребенка обязаны обеспечить подготовку ребенка к передаче на воспитание в приемную семью:

  • организовать психологическую и педагогическую диагностику ребенка провести  оценку  потребностей  ребенка  в  соответствии  с  формой утвержденной Министерством образования;
  • довести  до  сведения  приемных  родителей  информацию потребностях ребенка и рекомендации о формах и методах воспитании ребенка, соответствующих особенностям личности ребенка.

32. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, органом опеки  и  попечительства  или  администрация  учреждения  образования организации  здравоохранения,  организации  социального  обслуживания передают приемным родителям следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью;
  • документ  об  обучении (образовании) –  для  детей,  получающим общее среднее образование;
  • документы,  подтверждающие  правовые  основания для  передачи ребенка  на  воспитание  в  приемную  семью (свидетельство  о  смерти родителя (родителей),  копию  решения  суда  о  лишении  родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел о обнаружении брошенного ребенка и другие);
  • сведения о наличии братьев и сестер и их местонахождении;
  • опись  имущества, принадлежащего  ребенку,  и  сведения  о  лицах отвечающих за его сохранность;
  • документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;
  •  иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими,  безвестно  отсутствующими),  приемным  родителям одновременно  передается  пенсионное  удостоверение  и  разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца  не  была  назначена,  то  приемным  родителям  передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и размере заработной платы родителей, заключение медико-реабилитационной  экспертной  комиссии  об  установлении  ребенку инвалидности и другие), и разъясняется порядок обращения в районное (городское)  управление  по  труду,  занятости  и  социальной  защите  с заявлением о назначении пенсии.

Документы, указанные в частях первой и второй настоящего пункта, передаются непосредственно приемным родителям по акту не позднее дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей. Акт передачи  документов  ребенка  его  приемным  родителям  составляется  в двух экземплярах, один из которых хранится у приемных родителей, а второй – в личном деле подопечного.

33. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение  с  родителями  и  другими  родственниками,  за  исключением случаев,  когда  такое  общение  не  отвечает  его  интересам.  Приемный родитель обязан готовить ребенка к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение.

34. Приемные  родители  могут  обратиться  в  управление (отдел) образования с заявлением об ограничении общения приемного ребенка (детей) с родителями, другими родственниками в случаях, когда такое общение не соответствует его интересам. В заявлении они указывают, с кем из родственников, по каким причинам общение ребенка противоречит его интересам.

Управление (отдел)  образования  выясняет желание  ребенка, достигшего возраста десяти лет, и готовит проект решения органа опеки и попечительства о порядке общения приемного ребенка с родителями и другими  родственниками  с  указанием  времени,  места  и  иных  условий общения либо об ограничении такого общения.

35. При поступлении приемного ребенка на обучение в учреждение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и раздельном проживании с приемными родителями договор об условиях воспитания и содержания детей расторгается со дня зачисления ребенка в такое учреждение образования. Если в семье не воспитываются другие приемные дети, одновременно расторгается и трудовой договор.  При необходимости органом опеки и попечительства может быть решен  вопрос  об  установлении  попечительства  над  ребенком  и раздельном проживании с попечителями.

36. При  зачислении  приемных  детей  в  учреждения  образования Министерства  обороны,  Министерства  по  чрезвычайным  ситуациям  и Министерства  спорта  и  туризма  договоры  об  условиях  воспитания  и содержания детей, заключенные с приемными родителями, действуют до совершеннолетия  приемных  детей.  Законными  представителями  таких детей остаются приемные родители, осуществлявшие опеку (попечительство) над  ними  до  поступления  в  указанные  учреждения  образования,  если приемные дети не приобрели дееспособность в полном объеме в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Глава 4. Приемные родители, их права и обязанности

37. Приемные  родители  являются  опекунами (попечителями) приемных детей, осуществляют права и обязанности опекуна (попечителя) в соответствии с главой 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и  несут  ответственность  за  ненадлежащее  воспитание  и  содержание приемных детей и защиту их прав и законных интересов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

  • проживать совместно с приемными детьми;
  • предоставить  приемным  детям  соответствующие  санитарно-эпидемиологическим  требованиям  условия  проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, рабочее место, место для игр);
  •  обеспечить уход за приемными детьми, совместный быт и досуг, надзор за их поведением и образом жизни;
  • организовать медицинские обследования и лечение в соответствии с медицинскими  показаниями,  рекомендациями  и  состоянием  здоровья детей.

39. Воспитание  приемных  детей,  обеспечение  их  нравственного  и физического развития, создание необходимых условий для получения ими образования,  подготовка  приемных  детей  к  самостоятельной  жизни, защита их прав и законных интересов осуществляются в соответствии с планом развития приемной семьи.

В случае невозможности посещения ребенком учреждения общего среднего образования по состоянию здоровья приемные родители обязаны обеспечить  получение  им  образования  в  установленных законодательством Республики Беларусь доступных для ребенка формах.
Порядок  выполнения  приемными  родителями  должностных обязанностей, обеспечения  профессионального  сотрудничества  и преемственности  в  организации  обучения  и  воспитания  приемного ребенка (приемных  детей)  с  учреждениями  образования  может регламентироваться  правилами  внутреннего  трудового  распорядка управления (отдела) образования.

40. Управление (отдел)  образования  в  пятидневный  срок  со  дня заключения  договора  об  условиях  воспитания  и  содержания  детей  на каждого  приемного  ребенка  выдает  каждому  приемному  родителю удостоверение на право представления интересов подопечного по форме, утвержденной  Советом  Министров  Республики  Беларусь,  на  срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.

При  досрочном  расторжении  договора  об  условиях  воспитания  и содержания  детей  удостоверение  на  право  представления  интересов подопечного  подлежит  немедленному  возврату  в  управление (отдел) образования.

41. Приемные  родители  вправе  помещать  детей  в  учреждения образования для получения дошкольного и специального образования (без проживания) на общих основаниях.

42. На время отсутствия в семье приемного родителя, заключившего трудовой  договор,  либо  отсутствия  у  него  возможности  исполнять должностные обязанности по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде (командировка, прохождение обучающих курсов,  временная  нетрудоспособность,  трудовой  отпуск  и  другое), воспитание, уход и надзор за приемным ребенком (детьми) обеспечивает второй приемный родитель в рамках обязанностей опекуна (попечителя) либо по его заявлению управлением (отделом) образования обеспечивается устройство приемного ребенка (детей) на воспитание в другую приемную семью, детский дом семейного типа, социально-педагогическое учреждение либо  в  воспитательно-оздоровительное  учреждение  образования.  При устройстве ребенка (детей) в другую приемную семью, детский дом семейного типа заключается договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей)  между  управлением (отделом)  образования  и  приемными родителями (родителями-воспитателями), принимающими ребенка (детей) на срок отсутствия у приемных родителей, являющихся его законными представителями, возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей).

Приемный  родитель,  отсутствующий в  семье  по  основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, передает приемному родителю, родителю-воспитателю, временно принимающему ребенка (детей)  на  воспитание,  средства  на  его  содержание пропорционально дням пребывания каждого ребенка в другой приемной семье,  детском  доме  семейного  типа,  детской  деревне (городке)  не позднее дня передачи ребенка (детей).

43. При  наличии  условий  приемные  родители,  в  семье  которых воспитывается  менее  четырех  приемных  детей,  обязаны  принять приемного ребенка (детей), воспитывающегося в другой приемной семье (детском  доме  семейного  типа),  на  время  отсутствия  у  его  приемных родителей (родителей-воспитателей) возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в связи с отпуском либо по иным основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь.

44. Приемный  родитель  имеет  право  ходатайствовать  перед управлением (отделом) образования об устройстве его приемных детей на время его отсутствия по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, в другую приемную семью, детский дом семейного типа, с которыми у его семьи сложились дружеские отношения.

45. Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику  трудовых  отпусков,  составляемому  управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. Приказом о предоставлении трудового отпуска приемному родителю определяется порядок устройства его приемных детей.

46. Приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению приемных  детей  другими  лицами.  Они  обязаны  организовать  общение в  усыновители,  получившими  направление  на ребенка  с  кандидатами знакомство  с  ребенком  в  порядке,  установленном  законодательством Республики  Беларусь,  по  предварительной  договоренности  с  ними  о времени и месте встречи с ребенком.

47. Приемные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.

Глава 5. Материальное обеспечение приемной семьи

48. Выплата  пенсии,  причитающейся  ребенку,  переданному  в приемную  семью,  производится  по  выбору  приемного  родителя  через организацию  почтовой  связи,  банк,  организацию,  осуществляющую деятельность по доставке пенсий.

49. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются на основании решения органа опеки и попечительства в размерах  и  порядке,  установленных  законодательством  Республики Беларусь.

Денежные  выплаты по  возмещению  расходов  на  оплату  за пользование квартирным телефоном (кроме междугородних и международных разговоров), бытовыми услугами (услуги прачечных, парикмахерских, по ремонту обуви), жилыми помещениями, за техническое обслуживание и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация  (централизованные,  а  также  локальные (септики,  выгребные  ямы  и другие) системы канализации), газ, электрическую и тепловую энергию, пользование  лифтами,  вывоз  и  обезвреживание  твердых  бытовых отходов), на оплату топлива (проживающим в домах без центрального отопления), связанные с содержанием приемных детей, осуществляются в размерах и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

50. При  наличии  медицинских  и  социальных  показаний,  копии рецепта  врача (заключения  врачебно-консультационной  комиссии)  и платежных  документов (документов  об  оплате)  управление (отдел) образования на основании заявления приемного родителя ходатайствует перед  местным  Советом  депутатов  о  выплате  приемному  родителю денежных  средств  на  приобретение  для  приемного  ребенка (детей) лекарственных  средств,  изделий  медицинского  назначения  или технических средств социальной реабилитации.

51. Условия  оплаты  труда  приемных  родителей  в  зависимости  от количества  взятых  на  воспитание  детей,  их  возраста  и  наличия  у  них особенностей психофизического развития устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.

52. В  случае,  если  воспитанник  приемной  семьи  достиг совершеннолетия до завершения обучения в учреждении общего среднего либо  специального  образования,  ежемесячные  денежные  выплаты  на содержание осуществляются до завершения обучения и решения вопроса о зачислении его в учреждение профессионально-технического, среднего специального  или  высшего  образования  либо  до  его  трудоустройства (регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите), но не более трех месяцев со дня окончания обучения.

53. Контроль за расходованием средств и управлением имуществом приемного  ребенка,  в  том  числе  жилым  помещением,  осуществляется управлением (отделом)  образования  в  соответствии  с  Положением  о порядке  управления  имуществом  подопечных,  утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 85, 5/1945), и иным законодательством Республики Беларусь.

54. Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет средств бюджета,  принимается  на  баланс  управлением (отделом)  образования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 мая 2006 г. № 637

Об организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 40, 5/24639) <C20700122>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438) <C20701747>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2009 г. № 874 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 5/30078) <C20900874>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1095 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 5/32249) <C21001095>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264) <C21101049>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) <C21200659>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 356 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.05.2013, 5/37295) <C21300356>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2014 г. № 100 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.02.2014, 5/38404) <C21400100>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2017 г. № 246 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.04.2017, 5/43540) <C21700246>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2020 г. № 368 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2020, 5/48158) <C22000368>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 570 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2022, 5/50636) <C22200570>

 

На основании статьи 146, части второй статьи 149 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок:

1.1. установления и осуществления опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, являющимися:

детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, родители (единственный родитель) которых временно отсутствуют по уважительной причине, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, не достигшими возраста восемнадцати лет, которые не приобрели дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством и прибыли в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей (далее – несопровождаемые иностранцы), которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь, новорожденными детьми несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке;

несопровождаемыми иностранцами, ходатайствующими о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (далее – несопровождаемые иностранцы, ходатайствующие о защите);

несопровождаемыми иностранцами, которым предоставлена временная защита в Республике Беларусь;

1.2. учета и контроля за условиями жизни и воспитания несовершеннолетних детей в семьях опекунов (попечителей);

1.3. отстранения и освобождения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей.

2. Опека (попечительство) устанавливается для воспитания, защиты личных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

3. В целях настоящего Положения применяются следующие термины и их определения:

кандидаты в опекуны (попечители) – лица, ходатайствующие о назначении их опекунами (попечителями) несовершеннолетних детей;

подопечные – несовершеннолетние дети, над которыми установлена опека (попечительство).

4. Опека (попечительство) устанавливается по решению органа опеки и попечительства (местного исполнительного и распорядительного органа) по месту жительства (нахождения) несовершеннолетних детей, подлежащих опеке (попечительству), или по месту жительства кандидата в опекуны (попечители), если это отвечает интересам подопечного.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

5. Кандидаты в опекуны (попечители) могут получить информацию о процедуре установления опеки (попечительства) над детьми, перечне и формах документов, необходимых для установления опеки (попечительства), в структурном подразделении городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющем государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управление (отдел) образования), по месту своего жительства либо по месту жительства (нахождения) детей.

6. Кандидаты в опекуны (попечители) подают в службу «одно окно» документы, предусмотренные пунктом 4.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень).

В случае установления опеки (попечительства) при временном отсутствии родителей (единственного родителя) по уважительным причинам в письменном согласии родителей (единственного родителя) должны быть указаны такие причины, период, на который должен быть назначен опекун (попечитель), а также обязательство родителей (единственного родителя) содержать ребенка на время его нахождения в семье опекуна (попечителя). К согласию родителей (единственного родителя) на установление опеки (попечительства) в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие причину и период отсутствия родителей (единственного родителя).

В случае поступления информации о рождении новорожденного ребенка у несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, управление (отдел) образования получает согласие законных представителей его матери на установление над ним опеки. При наличии в семье законных представителей матери такого ребенка условий, необходимых для его воспитания и содержания, управление (отдел) образования разъясняет законным представителям матери новорожденного ребенка порядок подготовки документов для установления опеки над этим ребенком, а в случае их отказа от воспитания новорожденного ребенка решает вопрос о предоставлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Управление (отдел) образования в течение 5 дней со дня подачи заявления кандидатом в опекуны (попечители) со всеми необходимыми документами запрашивает из соответствующих органов и организаций следующие сведения и документы:

о том, имеют ли кандидаты в опекуны (попечители) судимость за умышленные преступления или осуждались ли за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека – из соответствующего управления внутренних дел облисполкома или главного управления внутренних дел Минского горисполкома;

о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным – из суда по месту жительства кандидата в опекуны (попечители);

о том, признавались ли дети кандидата в опекуны (попечители) нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в опекуны (попечители) от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей – при необходимости из местного исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в опекуны (попечители);

справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в опекуны (попечители);

справку о размере заработной платы (денежного довольствия) кандидата в опекуны (попечители) либо копию декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий установлению опеки (попечительства) год;

копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в опекуны (попечители) на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;

о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидата в опекуны (попечители).

8. Управление (отдел) образования в течение двух недель со дня обращения кандидатов в опекуны (попечители) проводит обследование условий жизни кандидатов в опекуны (попечители), изучает их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в опекуны (попечители) (далее – акт обследования). В акте обследования указывается согласие других проживающих совместно с заявителем совершеннолетних членов семьи.

При рассмотрении заявления кандидатов в опекуны (попечители) управление (отдел) образования учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей, а также возможность обеспечить для подопечного ребенка его раздельное проживание с родителями в случаях, когда он приобрел статус детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением родителей родительских прав, отобранием ребенка без лишения родительских прав, признанием родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, подачи родителями (родителем) заявления о согласии на усыновление (удочерение) ребенка при отказе родителей (родителя) от ребенка, а также в случае предоставления ребенку статуса детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с наличием у родителя психического расстройства и (или) расстройства поведения.

9. В случае, если кандидаты в опекуны (попечители) изъявляют желание взять на воспитание ребенка из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, родители которых временно отсутствуют, новорожденных детей несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, а также несопровождаемых иностранцев, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь, несопровождаемых иностранцев, ходатайствующих о защите (далее – дети), имеющих особенности психофизического развития либо инвалидность, в акте обследования должно быть указано о наличии у них для этого необходимых условий.

10. Для рассмотрения вопроса об установлении опеки (попечительства) над ребенком и назначении опекуна (попечителя) управление (отдел) образования осуществляет сбор (подготовку) следующих документов в отношении ребенка:

свидетельство о рождении (при наличии);

медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;

документы об обучении (для детей, получающих общее среднее образование);

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения (его части);

документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;

удостоверение беженца (при наличии);

свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (при наличии);

свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (при наличии).

11. На основании документов и сведений, установленных в пункте 4.4 перечня и пунктах 7 и 10 настоящего Положения, управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами включает в акт обследования условий жизни кандидата в опекуны (попечители) заключение о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей и удовлетворения их основных жизненных потребностей, и осуществляет подготовку проекта решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя), в котором указывается дата передачи ребенка опекуну (попечителю), либо об отказе в установлении опеки (попечительства) и назначении опекуном (попечителем). Проект указанного решения направляется в орган опеки и попечительства для рассмотрения.

12. Орган опеки и попечительства принимает решение в срок, указанный в пункте 4.4 перечня, которым удовлетворяет или отклоняет просьбу кандидата в опекуны (попечители), и сообщает данное решение кандидату в опекуны (попечители). В случае отказа в просьбе кандидату в опекуны (попечители) одновременно возвращаются все представленные им документы.

13. Управление (отдел) образования по месту установления опеки (попечительства) в пятидневный срок со дня принятия решения об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя) выдает опекуну (попечителю) удостоверение опекуна (попечителя) на право представления интересов подопечного. Учет выдачи удостоверений опекунов (попечителей) на право представления интересов подопечного ведется управлениями (отделами) образования в журнале регистрации удостоверений опекунов (попечителей) на право представления интересов подопечного.

14. Лицо считается опекуном (попечителем) со дня, указанного в решении органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя).

15. Если кандидат в опекуны (попечители) ходатайствует о назначении его опекуном (попечителем) без указания конкретного ребенка (детей), управление (отдел) образования на основании документов, указанных в пункте 4.4 перечня, а также пунктах 7 и 8 настоящего Положения, в пятидневный срок ставит его на учет кандидатов в опекуны (попечители) и информирует его об этом либо доводит до его сведения обоснованный отказ и одновременно возвращает ему прилагаемые к заявлению документы.

16. Учет кандидатов в опекуны (попечители) ведется управлением (отделом) образования в журнале, форма которого утверждается этим управлением (отделом) образования.

17. Управлением (отделом) образования проводится работа по подбору ребенка, после чего кандидату в опекуны (попечители) выдается направление на знакомство с соответствующим ребенком.

По письменному заявлению кандидата в опекуны (попечители) орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания ребенка. На основании этого заключения кандидат в опекуны (попечители) может заключить с руководителем детского интернатного учреждения договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в опекунскую семью.

18. При подборе ребенка из детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, государственных учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, администрация этих учреждений знакомит кандидата в опекуны (попечители) с личным делом ребенка и медицинской справкой о состоянии его здоровья.

19. После знакомства с ребенком (детьми) кандидат в опекуны (попечители) обращается в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки (попечительства) над данным ребенком (детьми) и назначении его опекуном (попечителем), которое рассматривается в порядке и сроки, установленные пунктом 4.4 перечня, и пунктами 7–13 настоящего Положения.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ ОПЕКУНАМ (ПОПЕЧИТЕЛЯМ)

20. Дети передаются лицам, назначенным их опекунами (попечителями), на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя).

21. Ребенок передается опекуну (попечителю) из детского интернатного учреждения, организации здравоохранения, государственного учреждения образования, реализующего образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в сезонном комплекте одежды.

Одновременно с передачей ребенка руководителем учреждения (организации), указанного в части первой настоящего пункта, либо управлением (отделом) образования по месту жительства (нахождения) ребенка опекуну (попечителю) передаются следующие документы:

свидетельство о рождении (при наличии);

медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;

документы об обучении (для детей, получающих общее среднее образование);

документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания для назначения опеки (попечительства) (копии свидетельства о смерти родителей (родителя), справка органа внутренних дел о розыске родителей (родителя), копии приговора или решения суда о лишении родителей (родителя) родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о признании родителей (родителя) недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, об объявлении родителей (родителя) умершими, о назначении родителям (родителю) наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и другие документы, подтверждающие невозможность воспитания родителями детей);

сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения об опекунах над имуществом;

документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения (его части), либо о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;

удостоверение беженца (при наличии);

свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (при наличии);

свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (при наличии);

иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

При установлении опеки (попечительства) над ребенком-инвалидом или ребенком, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими) и которому назначена пенсия, опекуну (попечителю) одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в структурное подразделение районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, по месту получения пенсии.

Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то опекунам (попечителям) передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку степени утраты здоровья и т.п.), и разъясняется порядок обращения в структурное подразделение районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, по месту жительства опекуна (попечителя) по вопросу о назначении пенсии.

Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно опекунам (попечителям) по акту. Акт передачи документов подопечного его опекуну (попечителю) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у опекуна (попечителя), а второй – в личном деле подопечного.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

22. Подопечный имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам.

Опекун (попечитель) ребенка по просьбе родителей ребенка, других родственников организует их общение с подопечным.

Опекун (попечитель) может обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об ограничении общения подопечного ребенка (детей) с родителями, другими родственниками в случаях, когда такое общение не соответствует его (их) интересам. В заявлении опекун (попечитель) указывает, с кем из родственников, по каким причинам общение противоречит интересам подопечного.

Управление (отдел) образования выясняет желание ребенка, достигшего возраста десяти лет, и готовит проект решения органа опеки и попечительства о порядке общения подопечного ребенка с родителями и другими родственниками с указанием времени, места и иных условий общения либо об ограничении такого общения.

23. Опекуны (попечители) не имеют права препятствовать усыновлению подопечных другими лицами.

Опекуны (попечители) обязаны организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители, получившими направление на знакомство с ребенком в порядке, установленном законодательством, по предварительной договоренности с ними о времени и месте встречи с ребенком.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК УЧЕТА ПОДОПЕЧНЫХ ДЕТЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ИХ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ

24. Учет подопечных осуществляют управления (отделы) образования по месту жительства подопечного.

25. Подопечные подлежат учету в управлении (отделе) образования со дня установления опеки (попечительства) до достижения ими совершеннолетия или до принятия решения органа опеки и попечительства об освобождении, отстранении опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей.

Учет подопечных ведется в журнале по форме, утверждаемой Министерством образования.

Сведения о подопечных, достигших совершеннолетия, передаются управлениями (отделами) образования в территориальные центры социального обслуживания населения.

26. На подопечного управление (отдел) образования по месту установления опеки (попечительства) формирует личное дело.

В личное дело подопечного управление (отдел) образования включает копии документов и сведений, указанных в пунктах 6, 7, 10 настоящего Положения, копию решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним и назначении опекуна (попечителя), акты обследования условий жизни и воспитания подопечного.

27. При перемене места проживания опекун (попечитель) обязан обратиться в управление (отдел) образования по месту установления опеки (попечительства) с заявлением о передаче личного дела подопечного в управление (отдел) образования по новому месту проживания опекуна (попечителя), указав в заявлении дату выбытия по новому месту проживания, и предъявить паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства либо свидетельство (справку) о регистрации по месту пребывания.

Управление (отдел) образования вносит сведения о новом месте проживания опекуна (попечителя) и подопечного в личное дело каждого ребенка, находящегося под опекой (попечительством) заявителя, в пятидневный срок обеспечивает передачу личного дела подопечного в управление (отдел) образования по его новому месту проживания с указанием в сопроводительном письме сведений о новом месте проживания опекуна (попечителя) и подопечного ребенка и прекращает ежемесячные денежные выплаты на его содержание.

28. Управление (отдел) образования по новому месту проживания подопечного принимает его на учет, готовит решение органа опеки и попечительства о возобновлении ежемесячных денежных выплат на его содержание, вносит его на рассмотрение органа опеки и попечительства и в двухнедельный срок со дня прибытия ребенка информирует об этом управление (отдел) образования по его прежнему месту проживания.

29. Контроль за условиями жизни и воспитания подопечных в семьях опекунов (попечителей) осуществляется управлениями (отделами) образования по их месту проживания либо уполномоченными ими учреждениями образования.

Контрольные обследования условий жизни и воспитания подопечных проводятся в течение всего срока опеки (попечительства) не реже двух раз в год.

По результатам каждого обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания подопечного, в котором дается оценка положения ребенка в семье опекуна (попечителя) и исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей. При поступлении информации о ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей управление (отдел) образования проводит оценку безопасности нахождения ребенка в семье опекуна (попечителя) на момент посещения семьи, оценку риска неудовлетворения его основных жизненных потребностей при дальнейшем пребывании ребенка в семье опекуна (попечителя). При необходимости отстранения либо освобождения опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей соответствующие предложения направляются для рассмотрения в орган опеки и попечительства.

30. Личные дела подопечных детей, а также иные имеющиеся материалы об установлении опеки (попечительства) хранятся до совершеннолетия ребенка в управлении (отделе) образования, осуществлявшем ежемесячные денежные выплаты на его содержание на момент достижения совершеннолетия. По достижении ребенком совершеннолетия его личное дело передается в установленном порядке в архивное учреждение.

ГЛАВА 6
ОСВОБОЖДЕНИЕ, ОТСТРАНЕНИЕ ОПЕКУНОВ (ПОПЕЧИТЕЛЕЙ) ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

31. Решение об отстранении или освобождении опекуна (попечителя) от выполнения им своих обязанностей в случаях, установленных в статьях 167 и 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, принимается органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного по представлению управления (отдела) образования.

—————————————————————————

В соответствии с пунктом 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 часть вторая пункта 31 настоящего постановления вступает в силу с 9 августа 2012 г.

__________________________________________________

Принятие решения об освобождении опекуна (попечителя) осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 4.11 перечня.

Опекун может быть отстранен от возложенных на него обязанностей в случае совершения подопечным попытки суицида, а также если он не обеспечивает раздельное проживание подопечного с его родителями (родителем), иными лицами, лишенными родительских прав, лицами, у которых дети отобраны без лишения родительских прав, лицами, больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, лицами, имеющими судимость за умышленные преступления, а также лицами, осуждавшимися за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека, лицами, признанными судом недееспособными, ограниченно дееспособными.

32. Исключен.

33. Исключен.

34. В случае освобождения или отстранения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей по опеке (попечительству) над несовершеннолетними детьми они передают управлению (отделу) образования по акту удостоверение опекуна (попечителя) и все хранящиеся у них документы подопечных, указанные в пункте 21 настоящего Положения, и отчитываются о порядке управления имуществом подопечного.

35. Опека (попечительство) над подопечными прекращается:

при достижении подопечным возраста 18 лет;

при вступлении подопечного в брак, если ему в установленном порядке снижен брачный возраст;

при объявлении подопечного полностью дееспособным (эмансипация).

Решение органа опеки и попечительства о прекращении попечительства в этих случаях не требуется.

При прекращении опеки (попечительства) попечитель передает управлению (отделу) образования по акту удостоверение опекуна (попечителя), а лицу, над которым осуществлял попечительство, – все хранящиеся у него документы, указанные в пункте 21 настоящего Положения, и отчитывается об управлении его имуществом в присутствии представителя органа опеки и попечительства.

ГЛАВА 7
ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД НЕСОПРОВОЖДАЕМЫМИ ИНОСТРАНЦАМИ, ХОДАТАЙСТВУЮЩИМИ О ЗАЩИТЕ ЛИБО КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЕНА ВРЕМЕННАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

36. Орган опеки и попечительства после получения из подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов акта об обнаружении брошенного ребенка незамедлительно направляет несопровождаемого иностранца, изъявившего желание ходатайствовать о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, в государственную организацию здравоохранения для проведения бесплатного обязательного медицинского освидетельствования, оказания медицинской помощи (по показаниям) и получения протокола обязательного медицинского освидетельствования, в котором указываются сведения о состоянии здоровья и возможности его пребывания в детском коллективе.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения акта об обнаружении брошенного ребенка обращается в подразделение по гражданству и миграции, составившее данный акт, от имени несопровождаемого иностранца, изъявившего желание ходатайствовать о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, с соответствующим ходатайством и принимает иные меры по защите его прав и законных интересов.

37. Руководитель государственной организации здравоохранения информирует орган опеки и попечительства об окончании проведения бесплатного обязательного медицинского освидетельствования и оказании медицинской помощи (по показаниям) несопровождаемому иностранцу, ходатайствующему о защите.

Протокол обязательного медицинского освидетельствования выдается представителю органа опеки и попечительства в течение одного рабочего дня после окончания проведения бесплатного обязательного медицинского освидетельствования, оказания бесплатной скорой медицинской помощи несопровождаемому иностранцу, ходатайствующему о защите.

38. Орган опеки и попечительства помещает несопровождаемого иностранца, ходатайствующего о защите, в детское интернатное учреждение до принятия решения о его дальнейшем устройстве. Опекунами (попечителями) несопровождаемых иностранцев, ходатайствующих о защите, находящихся в детском интернатном учреждении, являются руководители указанных учреждений.

381. Несопровождаемый иностранец, достигший возраста шестнадцати лет, изъявивший желание ходатайствовать о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, с согласия органа опеки и попечительства может помещаться подразделением по гражданству и миграции в пункт временного поселения либо место временного поселения.

39. Исключен.

40. Орган опеки и попечительства по месту временного поселения несопровождаемых иностранцев, которым предоставлена временная защита в Республике Беларусь, в случае необходимости может помещать их в детское интернатное учреждение.

 

 

 

Разделы сайта